13 Мая 2016

Строительная газета: Железобетон трубит «сбор»

Создан консорциум для внедрения проектно-компонуемой технологии сборного железобетона и скоростного монтажа большепролетных конструкций

SG13052016_.jpgБольшепролетные конструкции полносборного каркаса из железобетона широко используются во многих странах при сооружении промышленных и гражданских зданий, мостов и путепроводов. Из них, например, построены многие европейские мосты для скоростных магистралей. Такие конструкции изготавливаются не в ямных камерах тепловлажностной обработки, а в опалубках-трасформерах с гидравлически изменяемой по длине и сечению оснасткой на обогреваемых поддонах, что способствует повышению качества и долговечности изделий. Качество этих железобетонных изделий настолько высокое, что их устанавливают в проектное положение без сварки, что позволяет значительно ускорить монтаж конструкций, который напоминает сборку игрушечного детского конструктора. К тому же, за счет использования высокопрочных канатов с натяжением до 1600 тонн и высокомарочных бетонов, начиная от В55 и выше, подбираются минимальные поперечные сечения этих изделий. Причем для каждого объекта оптимальная сетка колонн, всех несущих и ограждающих элементов рассчитывается индивидуально.

В России эта технология пока не нашла широкого применения. Чтобы внедрить ее в нашей стране, в 2014 году на ООО «Челябинский завод железобетонных изделий №1» было установлено оборудование для изготовления полносборного каркаса большепролетных конструкций по проектно-компонуемой технологии сборного железобетона и скоростного монтажа большепролетных конструкций из предварительно напряженного сборного железобетона, получившей название «Еврокомп Урал».

Высокая точность изготовления изделий на гидравлически трансформируемой оснастке (±1 мм на 30 м) позволяет обеспечить изготовление изделий любых габаритных размеров и монтаж конструкций из крупных модульных элементов без сварки с эластомерно-неопреновой прокладкой на опорной части несущих конструкций. При этом обеспечивается минимальное число монтажных стыков, отсутствуют трудоемкие сварные соединения в узлах несущих конструкций, не требуются контроль сварных соединений и их коррозийная обработка. Появляется возможность увеличить длину пролетных строений, организовать внутренние водостоки, изготавливать теплоизоляционное покрытие плит кровельных заводской готовности с пролетом до 30 м и выпускать элементы лестничных площадок любых габаритов в полносборном варианте.

Однако эта технология до сих пор остается невостребованной. По словам генерального директора ЧелЖБИ-1 Александра Зейферта, по новой технологии пока не построено ни одного объекта! Отсутствие заказов на быстровозводимые железобетонные конструкции, по мнению генерального директора проектной организации ООО «ПУ ШтриХ» (Златоуст) Игоря Починкина, объясняется тем, что российская школа проектирования и строительства основана на применении сборных элементов, как правило, «на этаж» или «на пролет». В то же время, за рубежом строители нередко используют крупногабаритные элементы сразу на всю высоту или всю ширину здания. В узлах примыкания элементов они широко применяют упругие прокладки, благодаря чему появляется возможность отказа от «жестких узлов» и сварки в отдельных узлах несущих элементов зданий и сооружений, что, в конечном счете, и позволяет увеличить скорость монтажа изделий ЖБИ в два, а то и в три раза.

Стало очевидным, что для внедрения технологии «Еврокомп Урал» к проекту должны подключиться российские ученые и наиболее высокотехнологичные компании, заинтересованные в ускорении монтажа. С этой целью недавно был создан консорциум, координатором которого стало частное учреждение госкорпорации «Росатом» «Отраслевой центр капитального строительства». В рамках консорциума с ЧелЖБИ-1 сотрудничают НИИЖБ им. А. А. Гвоздева АО «НИЦ» Строительство», ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург», Челябинский межрегиональный Союз строителей, «МостСтрой-1», ООО «Структурама», фирма SEIFERT MACHINERY GmbH и ООО «Проектное управление ШтриХ».

Как рассказал «СГ» руководитель Центра технологии строительства НИИЖБ им. А. А. Гвоздева АО «НИЦ» Строительство» Максим Якобсон, он рассчитывает на постоянное участие НИИЖБ в консорциуме в качестве основной инжиниринговой компании. По его словам, объем конструкций, которые будут изготавливаться по новой технологии, может составить несколько сотен тысяч кубометров. Ученым предстоит учесть конкретные условия эксплуатации таких конструкций, прояснить вопрос о составах бетона, а также вопросы его экзотермии, саморазогрева при изготовлении массивных изделий, трещиностойкости и совместной работы с арматурой.

«У нас в настоящее время отсутствуют традиции проектирования и возведения сооружений из крупногабаритных конструкций. Мы хотим дать новый импульс этому направлению и надеемся вдохнуть новую жизнь в сборный железобетон, который активно развивается во всем мире, а у нас, к сожалению, сдал свои позиции», — сказал Максим Якобсон.

Оптимистично настроен и директор по инновационной деятельности и работе с партнерами ОЦКС Росатома Валерий Тропин. Он ссылается, прежде всего, на опыт применения проектно-компонуемой технологии скоростного монтажа большепролетных конструкций из предварительно напряженного железобетона при строительстве АЭС в Испании. Этот опыт свидетельствует, что выигрыш в пользу сборного железобетона по сравнению с монолитным железобетоном и металлоконструкциями составляет по цене изделий 35-40%, по строймонтажу — 12-35%. Реализовать эти преимущества, по мнению Валерия Тропина, поможет именно консорциум, благодаря которому вошедшие в него компании наилучшим образом консолидируют свои материальные и интеллектуальные ресурсы. В России эта форма сотрудничества появилась недавно, и уже показала свою успешность при реализации программ строительства новых мощностей в электроэнергетике. Теперь настал черед строительства на новой основе атомных электростанций.

Цитата в тему

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНО-КОМПОНУЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ СКОРОСТНОГО МОНТАЖА БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ из предварительно напряженного железобетона дает выигрыш в пользу сборного железобетона по сравнению с монолитным железобетоном и металлоконструкциями по цене изделий 35-40%, по строймонтажу — 12-35%  


Источник: Строительная газета №19 от 13 мая 2016 года
Автор: Алексей ТОРБА