Новости отрасли

24 Декабря 2019

Модернизация со скоростью ноль узлов

Минтранс и Нижегородская область не могут договориться о создании Нижегородского гидроузла за 43 млрд руб., который должен решить проблемы обмеления Волги. Премьер Дмитрий Медведев поручал согласовать вопрос к 15 декабря, но этого не произошло — как утверждает Минтранс, потому, что область затягивает обсуждение. Если стройка не начнется в 2020 году, проект может быть и вовсе отменен, что грозит тяжелыми последствиями для российского судоходства.

Как стало известно “Ъ”, Минтранс и Нижегородская область не смогли предоставить в правительство согласованные предложения по строительству Нижегородского узла. Сделать это к 15 декабря поручил премьер Дмитрий Медведев по итогам совещания в Астрахани от 30 августа. Российские судоходные компании оценивали ежегодные убытки от низкой воды на этом участке в миллиарды рублей. Совладелец и гендиректор «Водохода» Ришат Багаутдинов говорил в конце июня, что в случае отказа от проекта половина городов европейской части РФ будет отсечена от судозаходов.

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла стоимостью 43,4 млрд руб. необходимо из-за обмеления Волги, которое делает убыточными перевозки водным транспортом (см. “Ъ” от 2 августа). Узел должен повысить уровень воды в меженный период в районе Городца. Изначально объект планировалось построить в 2018–2021 годах, но региональные экологи и общественники выступили против, опасаясь подтопления близлежащих территорий. Подготовительный этап проекта прошел Главгосэкспертизу (ГГЭ), а основной этап — пока нет, срок рассмотрения — до 30 апреля 2020 года. Область представила замечания к проекту, и, если они не будут устранены, есть риск, что ГГЭ не одобрит документацию.

Как рассказал “Ъ” замминистра транспорта Юрий Цветков, Минтранс и область серьезно расходятся в оценке текущей экологической обстановки в Балахнинском районе.

«Самый главный посыл, где мы не можем согласиться с областью,— это их утверждение, что текущее состояние Балахны, ряда других близлежащих территорий является вполне экологически благополучным, а экологические напасти следует ожидать только от будущего гидроузла и создания сезонного водохранилища»,— говорит чиновник. Как подчеркивает Юрий Цветков, на основании проведенных исследований был сделан вывод, что «в Балахне и близлежащих территориях экологическая ситуация неблагополучная, подтоплено больше 50% территорий города, дренажная система фактически не функционирует».

Когда умирает флот, перестает жить и река, ее не поддерживают, она заиливается, заболачивается, погибает. У нас много рек, которые бросили, ушло судоходство на Вятке, Мологе

По предварительным оценкам проектировщика, только на приведение Балахны в его современном состоянии к нормативным показателям осушения потребуется порядка 15 млрд руб. Однако, отмечает Юрий Цветков, министерство не может тратить на это деньги, предназначенные для строительства гидроузла. На компенсационные мероприятия в бюджете стройки предусмотрено 3,1 млрд руб. Минтранс готов за счет экономии от других проектов выделить дополнительно 1,5 млрд руб., хотя и не в рамках этого проекта, пояснил господин Цветков. Минтранс и аналитический центр при правительстве считают, что накопленные экологические проблемы необходимо вынести в отдельную региональную программу, которую должно разработать правительство области. Если же нужно федеральное финансирование, то область может обратиться за поддержкой в рамках национального проекта «Экология», ФЦП «Оздоровление Волжского бассейна» и др.

По инициативе области «Нижегородский водоканал» заказал у отраслевого института системы «РусГидро» — ВНИИГ им. Веденеева — дополнительное исследование по проекту Нижегородского гидроузла. В нем предлагается альтернативное решение проблемы судоходства в виде строительства третьей нитки Городецких шлюзов. Минтранс и другие эксперты (НИИОСП им. Н. М. Герсеванова, Институт водных проблем РАН, а также Волжская академия водного транспорта), по словам Юрия Цветкова, считают исследование ВНИИГ выполненным наспех, без опоры на базу достаточных по времени и объему полевых исследований, а его выводы — голословными. При этом представители Нижегородской области на совещании 16 декабря заявили, что не успели сформировать позицию по исследованию ВНИИГ, и предложили перенести обсуждение на площадку межведомственного научно-технического совета при правительстве, учрежденного по поручению Дмитрия Медведева в августе для поиска комплексного решения проблем развития Волжско-Камского каскада.

В пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области “Ъ” сообщили, что считают необходимым рассмотрение и анализ альтернативных вариантов обеспечения судоходства на Волге на участке от Городца до Нижнего Новгорода, «сейчас такая работа проводится». «Любой проект обеспечения судоходства, который будет реализован на территории региона, должен в итоге только улучшить сложившуюся экологическую и гидрологическую ситуацию и, как следствие, качество жизни людей»,— подчеркнули в пресс-службе.

Глава Минтранса Евгений Дитрих летом уже угрожал заморозить проект гидроузла, если не удастся найти компромисс с региональными властями. Министр отмечал, что деньги могут быть переброшены на другие проекты. При этом уже сейчас существует риск того, что сроки проекта выйдут за временные границы комплексного плана магистральной инфраструктуры в 2024 году.